Стритрейсинг: запретить проще
17 мая 2005 года

В 21.30 в одном из последних заездов на старт вышли "Субару" из Татарстана и нижегородская "Ауди". "Субару" слегка отстала. А вырвавшаяся вперед "Ауди" с надписью на заднем стекле "Автопилот", финишируя, на полном ходу съехала на обочину и врезалась в ряд стоящих машин. После столкновения "Ауди" развернуло - в результате у нее снесло и капот, и багажник. Но 41-летний водитель получил лишь ушиб грудной клетки: его спасли ремень и подушки безопасности. Куда хуже пришлось тем, кто сидел в стоявших автомобилях. Первой приняла на себя удар "девятка" - ее перевернуло. На стоявших за ней двух "Жигулях" 12-й модели, "Хонде-Цивик", "четырнадцатой" и "Волге" не осталось живого места...

Кирилл - очевидец, снимавший соревнования на любительскую камеру, находился далековато от места происшествия и вначале ничего не понял: в темноте раздался негромкий хлопок, а потом зрители закричали и побежали... Кирилл подоспел к месту происшествия, когда из машин начали вынимать пострадавших. Кто-то кричал, что погибли две девушки, кто-то спешил накрыть тела откуда-то взявшимся покрывалом... Позднее выяснилось, что девушки живы. А среди зрителей нашлись свидетели, которые утверждали, что "Ауди" сошла с курса потому, что на дорогу перед ней кто-то неожиданно выскочил, водитель сманеврировал, чтобы не сбить человека, но не удержался на мокрой дороге (незадолго до этого начался дождь). Через пятнадцать минут вызвали "скорую", а через полчаса после аварии подъехала первая бригада, за ней - еще две. Пострадавших - 20-летнюю девушку и троих мужчин - увезли в НИИТО.

ГАИ поспешила отмежеваться от происшествия. В пресс-релизе, который был распространен в понедельник, коротко сообщалось об обстоятельствах аварии, более пространно - об опасности "любительских" соревнований стритрейсеров на городских и загородных дорогах и очень пространно - о том, что республиканское управление ГАИ не оказывает организационной поддержки подобным мероприятиям, а ответственность за последствия аварий на состязаниях "полностью ложится на их устроителей и участников". Оговорившись, что "допустимо, если такие турниры проходят в организованной форме, с соблюдением необходимых мер безопасности зрителей и участников, на специальной территории...", руководство ГАИ в пресс-релизе предупредило: "Попытки рейсеров проверять технические возможности своих машин на городских магистралях будем пресекать жестко".

Но, помнится, после прошлогодних ночных происшествий на улицах Казани и Зеленодольска ГАИ уже "предупреждала" и обещала жесткие меры по отношению к рейсерам и вообще ко всем, кто гоняет по улицам на запредельной скорости. Нынче была возможность принять меры загодя: о том, где и когда состоятся гонки, знал весь город, о них сообщалось в Интернете. В субботу по Казани с утра до вечера с музыкой раскатывали байкеры - праздновали открытие сезона. Вечером они "отрывались" на объездной дороге - их тоже никто не "пресекал". Но там обошлось без эксцессов. А соревнования рейсеров были назначены на воскресный день на 13-м километре Оренбургского тракта - на старой дороге в аэропорт.

Проехать туда просто так нельзя - в этом месте висит "кирпич", а нарушителей стерегут гаишники. Позавчера под "кирпич" проехали сотни машин - участников и зрителей. Значит, кто-то их пропустил, вместо того чтобы "пресечь"?

Соревнования проходили под присмотром силовых структур - крепких ребят в камуфляже привез "КамАЗ" с милицейскими номерами. Служивые теснили зрителей на обочины, долго уговаривали непослушных отойти от бровки - обеспечивали безопасность. Однако вчера в пресс-центре МВД корреспонденту "ВК" заявили, что никакой милиции на соревнованиях рейсеров не было, да и быть не могло: мол, гонки на обычной дороге, а не на специально оборудованной для этих целей трассе - прямое нарушение Правил дорожного движения, то есть закона, и милиция обязана их пресекать, а не помогать организаторам. Но ребята в камуфляже помогали! Значит, кто-то закрыл глаза на нарушение?

...В пресс-релизе ГАИ есть строчки про автомобилизацию, рост популярности автомобильного спорта и про то, что любительские соревнования в таких условиях "выполняют позитивную функцию популяризации совершенствования водительского мастерства". И в таком контексте становится ясно, что рейсеры как класс не исчезнут, несмотря ни на какие жесткие меры - но "мерами" их можно загнать в подполье. Сегодня мы заранее знаем, куда и когда лучше не соваться, чтобы не оказаться на дороге у гонщиков, а завтра гонки на улицах окажутся для всех полной неожиданностью - со всеми вытекающими. Так не лучше ли не отмежевываться, а посотрудничать? Предоставить место, оговорить время и обеспечить безопасность по-настоящему. То есть не обойтись ротой милиционеров, которые покрикивают на толпу, а обеспечить присутствие на соревнованиях "скорой", пожарных, спасателей. Не только гонять зрителей с обочин, но и проследить, чтобы они не "подставлялись" на финише в собственных автомобилях.

А пока мы даже не научились точно подсчитывать количество пострадавших из-за плохой организации гонок: по данным ГАИ, в больницу с травмами увезли лишь одну зрительницу, по данным "скорой" - четверых. По данным ГАИ, пострадавшая попала в РКБ, по данным "скорой" - в НИИТО...

Инна СЕРОВА, "Вечерняя Казань"